Авторы |
Воскрекасенко Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет
(г. Пенза, ул. Красная, 40), voskr99@rambler.ru
|
Аннотация |
Раскрывается сущность ключевого понятия «социальная адаптивность будущих педагогов». С целью выявления основных направлений организации и осуществления целенаправленной педагогической деятельности по ее формированию выделяются структурные компоненты социальной адаптивности будущих педагогов. Основное внимание уделяется содержательной характеристике разработанной автором модели формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза. В соответствии с положениями теории целостного педагогического процесса модель включает в себя целевой (цель, задачи, ведущие принципы), содержательный (основные направления и содержание деятельности субъектов образовательного процесса), операционно-деятельностный (формы, методы, приемы и средства) и оценочно-результативный (критерии, показатели, уровни и результат) блоки.
Особое место занимает характеристика выделенных на основе системного, личностно-деятельностного, компетентностного и гендерного подходов принципов формирования социальной адаптивности будущих педагогов, а также педагогических условий эффективной реализации разработанной модели. Предложенная модель формирования социальной адаптивности будущих пе-
дагогов в образовательном процессе вуза может стать основой практического решения социально-педагогической проблемы развития адаптационных способностей специалистов педагогического профиля.
|
Список литературы |
1. Воскрекасенко, О. А. Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития / О. А. Воскрекасенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 6. – С. 7–14.
2. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект : моногр. / М. В. Ромм. – Новосибирск : Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 2002. – 275 с.
3. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие / Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2008. – 288 с.
4. Педагогический словарь : учеб. пособие / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
5. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие / под ред. В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 368 с.
6. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е. Н. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
7. Каменская, Е. Н. Гендерный подход в педагогике : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Каменская Е. Н. – Ростов н/Д, 2006. – 36 с.
8. Сергеева, С. В. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2008. – № 3 (7).–С.137–144.
9. Воскрекасенко, О. А. Тренинговые занятия как эффективная форма развития адаптационных способностей обучающихся в вузах / О. А. Воскрекасенко // Вестник НовГУ. – 2010. – № 58. – С. 4–7.
|